До того, как взять перерыв длиною в год, финская группа Nightwish выпустила DVD, содержащий концерты в Лондоне и Тампере. Во всеобъемлющем интервью для журналиста DPRP Менно вон Брюкен Фоку, вокалистка группы – нидерландка Флор Янсен рассказала о жизни в дороге и дома, включая свои отношения с барабанщиком Sabaton Ханессом Ван Далом. Также она поясняет насчет того, будет ли возобновление деятельности её группы After Forever.
Финская группа Nightwish празднует двадцатилетнюю деятельность. За всё это время группа получила мировое признание и можно сказать, что они определили стиль «готический металл». На протяжении этих двадцати лет были некоторые изменения в лайнапе: бас-гитарист Сами Вянскя был заменен талантливым Марко Хиеталой в 2001 году. В этот же год группа сменила менеджмент и открыла свой интернет-магазин. Но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить проблемы, которые появились в начале нового миллениума. В 2005 году на волне успеха после выпуска альбома CenturyChild и Once и DVDEndofanEra группа решила расстаться со своей вокалисткой Тарьей Турунен.
Звучание группы было изменено под влиянием вокала Марко Хиеталы и использованием живого оркестра, звук стал более саундтрековым и насыщенным. В 2007 году была представлена новая вокалистка Анетт Ользон, и опять немного было изменено звучание. Также в качестве гостевого музыканта был приглашен мультиинструменталист Трой Донокли. Туры стали больше, количество фанатов тоже возросло, но всё еще не было такой желанной стабильности внутри группы. В 2012 внутренние конфликты привели к увольнению Анетт Ользон, и группа позвала на помощь бывшую вокалистку After Forever Флор Янсен.
Хорошо принятая фанатами и группой, Флор стала постоянной участницей группы через год вместе с Троем Донокли. Они оба были приняты после разговора с лидером группы Туомасом Холопайненом, и всем стало ясно, что это и есть тот состав группы, которого все так долго ждали. Была только одна проблема – бессонница, из-за которой барабанщик Юкка Неваляйнен был вынужден временно покинуть группу во время написания альбома EndlessFormsMostBeautiful. Для следующего масштабного тура была найдена замена в лице Кая Хахто, также с ним группа продолжила записывать альбом. Год перерыва как раз оказался идеальным временем для Флор, которая находится сейчас во время интервью на 8-м месяце беременности, для того, чтобы родить ребенка и иметь возможность больше времени провести вместе с новорожденным до того, как обязанности в группе снова не позовут её обратно. Флор рассказала о недавно вышедшемDVD и своих планах на будущее.
- В настоящее время вы являетесь постоянной участницей группы Nightwish. Значит ли это, что с ReVamp всё закончилось и что насчет реюниона After Forever? В последнее время были какие-то переиздания, и когда были переизданы два первых альбома, вы очень яростно высказались по этому поводу на своей странице на Фейсбуке.
- С ReVamp – всё. 29 сентября 2016 года мы официально объявили, что группа прекращает своё существование. Я не думаю, что было бы возможно для участников моей группы держать всё на плаву, когда я очень занята турами и работой с Nightwish. Насчет реюниона AfterForeverмогу сказать, что нет, нет, если бы я должна была решить, должно произойти это или нет. Очень много было причинено ущерба, и я чувствую, что это закрытая глава.
Подробнее об эти перевыпусках альбомов: Я всё ещё в ярости, зла и очень сержусь, когда вспоминаю, как же человек смог манипулировать нами и нашими правами. Мы ни разу не получили отчисления, на которые имеем полное право. Этот человек привел свою компанию к банкротству и продал права на множество записей (как раз среди них были эти наши альбомы) своему партнёру/жене за смехотворную цену, что-то около гульдена (около 1 доллара), если я правильно помню. Нам тоже должны были предложить выкупить эти права! Позже он основал новую компанию и купил права у своей жены, и теперь он повторно выпускает наши диски с дополнительными записями, которые мы никогда не утверждали!
Я знаю, что один из моих бывших товарищей по группе работает с ним, но это всего лишь попытка свести к минимуму разрушительные последствия. Он не участвовал активно во всем этом. Например, «новая» обложка с моей головой на фоне змей: ужас, я никогда не давал разрешения использовать мое лицо на обложке подобным образом!
Мы пытались остановить выпуск этих переизданий любым возможным способом, даже в судебном порядке, но, как все и думали, закон оказался не на нашей стороне. Вы знаете, как и многие артисты, мы были молодыми, амбициозными и интересовались только созданием музыки и созданием для себя имени, и этим воспользовались самым ужасным образом. По всей видимости, должно ещё достаточное количество людей пострадать от подобного несоответствия в законодательстве для того, чтобы пришло осознание, что этот закон интерпретируется не совсем верным образом.
- Поговорим об After Forever: поддерживаешь ли ты связь со участниками группы?
- О да, конечно, особенно с Юстом ван ден Бруком, который создает много классных штук! Что бы он ни делал, он относится к этому со страстью! (смеется) Он талантлив во всем, и я восхищаюсь всем, что он делает. Каждый раз, когда он знает, что я в Голландии, то он старается встретиться со мной, он очень хороший друг!
- Как я понял, ты полетела из Швеции в Нидерланды для того, чтобы увидеть шоу Сабатон в Haineken Music Hall (теперь называется AFAS Live)? Отец твоего ребенка – барабанщик группы Сабатон Ханнес Ван Дал. Как вы познакомились?
- Да, это как раз то, чем мы займемся завтра. Я старалась держать в секрете от Ханнеса свой приезд в Амстердам, хотела сделать ему сюрприз, но когда живешь вместе и тебе нужно забронировать билеты и так далее, трудно это сделать втайне. Пресса тоже была вовлечена во всё это, так как они хотели, чтобы я делала промо для нового DVD Nightwish, так что в конце концов мне пришлось ему обо всём рассказать. Мы познакомились в Штатах, когда ReVamp были в разогреве у группы Iced Earth в их совместном туре с Сабатон. Я была только в одном туре с ReVamp по Америке, но Ханнес и я настолько хорошо поладили, что даже провели вместе ночь. Между нами проскочила искра и мы стали парой. Сабатон очень классные: в них очень много силы и энергии и всем всегда весело!
- Ты ведь уже на восьмом месяце беременности, что значит, что ты выступала на некоторых концертах будучи беременной? Ты не боялась, что что-то может случиться с тобой или с ребенком?
- Нет, конечно. Я даже и минуты не думала, что моя беременность была препятствием, но скажу, что самым трудным было быть усталой всё время. Как и многие женщины, я работала в первые месяцы беременности, в этом ничего особенного, но отмечу, что последние несколько концертов в Азии были самыми трудными, так как у мены был ужасный джетлаг.
Знаете, я должна отработать всего два часа, так что мне грех жаловаться. Одно вытекает из другого. В самом начале беременности клетки начинают свой митоз, и на протяжении первых трёх месяцев формируется всё, начиная от конечностей и органов и заканчивая мозгом и нервной системой, и я никогда не думала, что эти процессы высасывают всю энергию, какая у тебя есть, гормональный статус тоже очень меняется! Однажды научившись со всем этим справляться, я не имела никаких проблем.
Так что, для меня было большой удачей, что моя беременность протекала довольно легко. Не было проблем с токсикозом, кровообращением и гормональным дисбалансом. Беременность протекала легко! Это был наш осознанный выбор – стать полноценной семьей, у меня не было других вариантов. Если бы я подождала, пока тур закончится, то была бы беременна во время приготовлений к написанию следующего альбома, и всё очень бы усложнилось. Сейчас мы находимся в отпуске в течение всего года, поэтому я могу всю себя посвятить уходу за ребенком, и ничто не будет мешать наслаждаться первым годом его жизни. И, я не единственная мать в музыкальной сфере, поэтому мы найдем способ, как справляться и дальше.
- Когда ты сказала группе, что беременна?
- Ммммм…(хихикает)…я хотела сказать им, когда пройдет 12 очень важных недель. Понимаете, мы очень хорошо друг друга знаем. Мы проводим много времени вместе, поэтому сложно держать такое (показывает на живот) в секрете.
Я думаю, парни заметили изменения, когда я начала принимать таблетки. Тогда же они мне и сказали, что стала вести себя по-другому, более эмоционально. Окончательно им стало понятно, когда я прекратила пить вино. Мне не нужно было им обо всем говорить прямо. Сначала я пыталась их одурачить и пила безалкогольное пиво, но через несколько дней меня разоблачили (громко смеётся).
- На твоей страничке в фейсбуке стоит информация, что ты живёшь в Финляндии, но фактически ты сейчас живешь в Швеции?
- Правда. Если честно, я сознательно пытаюсь не постить такие вещи как: «У меня есть отношения» или то, где я живу. Мне неохота обновлять подобную личную информацию, так как люди расположены к тому, чтобы воспринимать её как утверждение чего-либо. Я стараюсь сохранять приватность, если это возможно.
Мы жили в часе езды от Китее в Финляндии в безумно красивом месте, но оно оказалось не очень практичным. Приходилось ехать в маленький аэропорт , лететь час до Хельсинки и уже оттуда туда, куда нам нужно. Сейчас мы живем в пригороде Гётеборга - это намного удобнее, когда у твоя жизнь полна путешествиями.
- Получается, вы двое (Флор и Ханнес) точно решили попытаться сочетать семейную жизнь, игру в группах и туры?
- Абсолютно. Мы продумали все мелочи, и другие участники группы Nightwish предупреждены. Некоторые последствия будут, это без сомнений, даты туров будут подкорректированы и, к тому же, здесь есть что-то вроде детского сада, поэтому мы вполне уверены, что все будет хорошо.
- Ты ведь также преподавала. У тебя есть возможность делать это профессионально в Швеции?
- Несколько лет назад я отказался преподавать в Нидерландах, у меня просто нет времени на это. Мне бы нужно обновить свои знания, потому что произошло много изменений в преподавании техники пения за последнее время, и если захочу этим заняться опять, мне нужно будет «вернуться в школу».
Иногда я провожу семинары, что очень весело, но на следующей неделе моя беременность будет на 46-й неделе, поэтому я думаю, что лучше будет подготовиться к тому, что будет дальше, и наслаждаться своим отпуском!
- Ты знаешь что-нибудь о Юкке Неваляйнене? Он оправился от проблем с бессонницей?
- Я жила в том же городке, что и Юкка, так что мы близко общались и до сих пор поддерживаем связь. Он отлично себя чувствует! Оказалось, что бессонница связана с турами. Пока он не в туре, бессонница больше не проблема. Только что произойдет, если он вернётся в группу, и мы поедем в тур? В этом то и загадка.
До того, как он ушёл из группы, он уже был деловым человеком, и, насколько мне известно, он является управляющим директором EMP, крупной торговой компании, я думаю, что они называются «LARGE» в Нидерландах. Он также занимается всем бизнесом Nightwish, поэтому он работает полный рабочий день, но на другом уровне, в другой профессии!
- Ты мне говорила, что знаешь членов группы Nightwish с тех пор, как у вас был совместный тур с ними и твоей группой After forever. Могу себе представить, что много времени в туре ты проводила время со своей группой, говорили на своём языке и так далее... Как все это работает, когда вы отправляетесь в тур?
- Что ж, в туре «After forever» с Nightwish мы делили один и тот же автобус. Конечно, есть моменты, когда вы хотите быть в одиночестве или с участниками своей группы, но есть много времени, чтобы познакомиться с членами другой группы, и это именно то, мы делали. Мы обедали вместе, выпивали после шоу, некоторые выходные мы тоже проводили вместе.
Ты не обязан ладить со всеми, кого ты знаешь, и у меня было много менее приятного опыта с другими группами. У Nightwish было много проблем с вокалистками. Мы были в туре с ними в 2002 году, и это значит, что прошло 7 лет, прежде чем After forever распались в 2009. Мы встречались, когда After forever и Nightwish играли на одних и тех же фестивалях и, если это было возможно, я всегда ходила поведать их, когда они давали концерты в Голландии или в Германии. Я всегда чувствовала себя желанным гостем.
С тех пор мы не контактировали, пока группа не попросила меня присоединиться к ним в сентябре 2012 года. И у меня, и у группы был менее благоприятный опыт в прошлом, и сначала цель была одна: постараться выжить и сохранить этот тур! К счастью, мы отлично ладили друг с другом, между нами была некая химия, мы на самом деле нравились друг другу и были давно знакомы. Сейчас я в Nightwish, наши отношения стали ещё прочнее, и я могу честно сказать, что если и есть те, к кому я отношусь как к братьям и могу безоговорочно доверять, то это они! Деловая сторона Nightwish тоже отлично налажена, хорошо быть частью настолько организованной системы.
- Как там Трой? Как ему работается среди кучи иностранцев?
- (Смеётся) Трой – это личность. Чем он только не занимался в своей жизни, и, поэтому, научился приспосабливаться. Он не стал членом группы за одну ночь. Сначала у него была скромная роль приглашённого музыканта, затем – случайное выступление, целый тур, и его попросили присоединиться к группе. Основная причина в том, что они с Туомасом стали очень близкими друзьями. С ним очень легко общаться, и он стал поистине очень ценной частью группы. Мне, Туомасу и Трою очень весело вместе, так как у нас много схожих интересов. Я думаю, что роль Троя будет ещё более важна на следующем альбоме, а также во время живых выступлений.
- Ты была в туре более чем 18 месяцев. Было ли у тебя время для посещения достопримечательностей, и намного ли отличается западный мир от восточной части нашего земного шара?
- Да, конечно, есть очень много отличий, преимущественно культурных, но если бы вы путешествовали так же много, как мы, то вам было бы всё равно на огромное здание или большой кафедральный собор, покрытый золотом, создавая который много рабочих поплатились своей жизнью. Иногда меня радует, когда у нас случайно появляется шанс увидеть седьмое чудо света.
Когда мы были в Японии, мы обедали в одном ресторане и оказалось, что там снимали первую часть фильма Убить Билла! Я счастлива, когда случаются подобные сюрпризы! Мне посчастливилось увидеть много мест на этой земле и, безусловно, много искусства, но мне хотелось бы увидеть больше природных чудес этого мира. Что и произошло в прошлом году.
- Подружилась ли ты во время ваших последних туров с кем-нибудь из Delain, Sabaton, Amorphis, Sonata Arctica, Arch Enemy и Apocalyptica?
- Да, конечно, я очень хорошо поладила с Arch Enemy! Мне нравится и музыка, которую они делают, и люди в группе. С Delain тоже всегда было весело! Их музыка мне не так близка, но люди в группе классные! Про Sabaton вы сами всё знаете…
- Не секрет, что твой родной язык – голландский, второй язык, на котором ты говоришь – английский. Ты жила в Финляндии больше, чем 18 месяцев, а сейчас живешь в Швеции. Значит ли это, что ты говорить на всех этих языках? Могу представить, что тебе было очень интересно узнать, о чем болтают твои финские соратники?
- (Хихикает) Финский невероятно сложно выучить. Я очень старалась, и могу сказать, что понимала большую часть того, что они говорили, но говорить и писать – это уже другой уровень. В будущем я буду стараться изо всех сил, чтобы выучить больше. В Швеции я научилась хорошо понимать и говорить на шведском. Мы планируем остаться в Швеции, поэтому мне нужно научиться свободно говорить, читать и писать на шведском, но в то же время мы хотим, чтобы наш ребенок знал голландский!
Кстати, в Финляндии второй язык, который дети изучают в школах – это Шведский. Поэтому, перейти к изучению английского сложнее. Многие финны понимают английский и могут говорить на нём, даже старшее поколение. Вы легко можете наткнуться на голландского таксиста, который не говорит на английском, но в Скандинавии такого не произойдет!
- Ты встречалась с Ричардом Докинзом лично?
Да, я ведь выступала на одной сцене с ним! Шучу. Днём он был на саундчеке, потом мы все вместе обедали, и я сидела рядом с ним. Поистине красноречивый джентльмен. Во-первых, я не знаю как сказать, но оказалось, что он ничего не знает о нашем мире. Он привык выступать перед большой аудиторией, но делать это на стадионе перед тысячами металл-фанатов – это совсем другие дело! То, что ему действительно удалось заставить всех себя слушать и его небольшое выступление в самом конце нашего шоу – всё это было ошеломляюще, и у меня бегали мурашки по всему телу!
- Недавно ты опять поработала со своим давним другом Арьеном «Ayreon» Лукассеном?
- (Улыбается) Да, это всегда большое удовольствие и честь для меня. Приятно, что он зовёт именно меня, хотя у него есть обширный список тех, к кому он мог бы ещё обратиться. С Арьеном, вы знаете, всё всегда проходит на высшем уровне и те партии, которые он мне выделяет, сразу находят отклик у меня в душе. Мне очень любопытно услышать весь альбом полностью, и я в большом предвкушении исполнения его вживую осенью этого года.
- И последний вопрос, Флор: Nightwish уже двадцать лет, великолепный лайнап, фантастические и преданные люди, с которыми ты работаешь, концерты на аренах, собственный фильм, записи альбома с полноценным оркестром, выступления по всему земному шару. Чего же ждать нам ещё?
- Ну, я не думаю, что целью Nightwish является поиск чего-то «большего». Скорее, наша задача – поддерживать высокий уровень сочинения и исполнения и творческий подход к поиску новых идей в рамках концепции Nightwish. Было бы отлично поддерживать эти высокие стандарты и идти дальше путем, которым мы идем сейчас.
Мы хотели бы продолжать писать свою собственную музыку с той творческой свободой, которая у нас есть, и, надеюсь, получать восторженные отзывы от фанатов: «Да, нас затронуло то, что вы придумали, и мы действительно хотим видеть вас вживую ещё и ещё».
Думаю, это будет нашей целью на ближайшее будущее. Мы соберемся в начале 2018 года, и увидим, что произойдет потом ...
Перевод для Nightcom&RussianGlow Илюсы Аксаитовой. При копировании указывайте автора перевода и источник. Спасибо!