Интервью с Микой Юссилой о мастеринге альбомов Nightwish (Итальянский фан-клуб, 2016)

Мика Юссила, фотоКто же стоит за фантастическим звучанием Nightwish? С самых истоков - это Мика Юссила, инженер мастеринга и один из владельцев студии Finnvox в Хельсинки. Мика любезно согласился ответить на наши вопросы, чтобы мы лучше поняли, в чём состоит его ключевая роль в звучании групп и помочь нам исследовать его удивительную профессию.

- Как состоялось твоё первое сотрудничество с Nightwish? Они тебя нашли или вы были уже знакомы?

- Я работал с Nightwish с самого начала. Я не знал ничего о группе и не был знаком ни с кем из ребят до этого, но им понадобился мастеринг для их первого демо, и наше сотрудничество началось 23 июня 1997 года. Мне кажется, что Spinefarm records заключили с ними контракт как раз после того демо. Эта же демо-запись вошла в альбом Angels fall first (первая версия). Мастеринг второй версии этого альбома состоялся в октябре 1997 года и произошли некоторые изменения в песнях. Nightwish – идеальный пример уважения ко всем, кто делает альбом и стопроцентной вовлеченности в работу. Первый опыт нашего сотрудничества был успешным, Nightwish вернулись ко мне для мастеринга второго альбома и постепенно, после всего этого, мы стали хорошими друзьями. Никогда не знаешь, кто из этих юнцов станет следующей мировой звездой, поэтому относись бережно к каждому клиенту, к каждой группе.

- Есть ли у тебя некий «образ действий» или каждый альбом требует индивидуальный подход? Ты можешь делать то, что считаешь нужным, или ты вынужден следовать точным указаниям группы/исполнителя?

- Весь процесс мастеринга начинается с чистого листа и является работой индивидуальной. Я начинаю того, что слушаю микшированные файлы и делаю себе пометки. Потом я делаю пробный мастеринг одной песни, чтобы группа/исполнитель/продюсер могли послушать и проверить, подходит ли им это.  Если на этом этапе всё ОК, то я завершаю мастеринг и придаю всему окончательную форму. С опытом и с увлеченным отношением к какому то ни было жанру  приходит видение идеального звучания каждой записи, также тебе нужны «хорошие уши» и умение слушать. Я верю и надеюсь, что группы и исполнители нанимают меня для мастеринга, потому что  они могут мне доверять, они знают мои предыдущие работы или им порекомендовали меня другие группы.   Но они всегда имеют право последнего слова.

Что касается Nightwish, мы делаем демо и первичный мастеринг в процессе всего микширования рука к руке. Каждый раз, как у Микко Кармилы готов один микс, я начинаю делать сэмпл.

Поэтому мы можем следить, сравнивать, изучать и исследовать то, каким будет финальное звучание всё время. Если что-то не работает в процессе мастеринга, то легко на это среагировать в микшировании.

Мика Юссила и Туомас Холопайнен, фото- Какой из работ с Nightwish ты гордишься больше всего? А кроме этого? Есть ли группа, с которой тебе хотелось бы поработать?

- Сложно сказать…Я думаю, что все альбомы сделаны на отличном оборудовании и со знанием дела, я и группа всегда довольны и удовлетворены результатом. Альбом Once был первым альбомом группы, который отличался большим бюджетом, вся группа была сосредоточеннее и ожидания были очень высокими. Dark Passion Play был альбомом, который занял у меня больше времени для работы.  Я работал над ним около 100 часов, включая все разные версии альбома; полную версию, инструментальную и оркестровую версии, синглы и бонусные треки. Работа над Imaginaerum была легче, так же как и над Endless Forms. Конечно, Nightwish – одни из самых важных групп в моей карьере, но есть и другие : Amorphis, Children Of Bodom, Sonata Arctica, Stratovarius, Apocalyptica, Lordi, The 69 Eyes, HIM, Sentenced, Finntroll, Moonsorrow, Korpiklaani, Tarot, Swallow The Sun, Omnium Gatherium, Kotipelto, Novembre, Soilwork, Edguy, Avantasia, Masterplan, Gamma Ray, Doro, Moonspell, Killing Joke, Dragonforce, Ensiferum, Wintersun, Shakra, Sinergy… и все местные хит-группы, поющие на финском.

И, как я люблю говорить, не я выбираю свою работу, моя работа выбирает меня. Поэтому я готов делать мастеринг для каждого.

- Сколько времени занимает микширование альбома? Особенно альбомов Nightwish, которые являются (по крайней мере, для наших «любительских» ушей) намного более сложными, чем альбомы других групп.

Микширование альбома Nightwish занимает где-то около 2-3 месяцев. Могут быть сотни и сотни записанных треков в песне, включая группу, оркестр, хор, дополнительные инструменты и эффекты. И, как я сказал, мы делаем мастеринг альбома одновременно с микшированием, поэтому сложно сказать, сколько часов я провел, занимаясь мастерингом.

- Так как мы знаем, что новый альбом Nightwish случится ещё не скоро, есть ли у тебя другой важный проект в будущем?

Я – инженер мастеринга, который работает всё время. В настоящее время я работаю над 80-100 альбомами в год, есть ещё много интересных проектов, которые находятся в процессе.

Если ты хочешь быть частью музыкального бизнеса сегодня, ты должен относится  своему делу со страстью и энтузиазмом, деньги тут ни при чём – только одному проценту работников платят хорошо. Я до сих пор не утратил страсти и энтузиазма спустя 30 лет мастеринга. У тебя должен быть хороший слух и навыки, и ты должен быть фанатам, истинным любителем музыки, немного творческой личностью. Если ты только инженер, то результатом будет холодный и безликий звук без какого-либо характера. У меня было много страсти, амбиций и определенности в начале, и поэтому мне удалось достичь своей цели.  Я обожаю свою работу и до сих пор живу в мечте, что моя работа – это моё хобби. Знаете, не имеет значения, сколько времени я провожу в студии, мне нравится это. Я до сих пор не могу понять ту грань, когда хобби становится твоей работой или работа становится твоим хобби. Я люблю помогать всем группам, артистам, продюсерам, студиям, лейблам и звукозаписывающим компаниям в том, чтобы сделать лучший мастеринг в мире. Я никогда не работал ради денег, только ради любви к музыке.

Перевод интервью для RussianGlow Илюса Аксаитова. Оригинальный текст можно найти тут.

При копировании указывайте источник и автора. Спасибо!

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии