«Три вокалистки спустя», Nightwish стали лучше, чем когда-либо раньше.
Что не убило Nightwish, сделало их сильнее.
В металле много вещей, которые могут быть правдой, но о которых не принято говорить. Не принято повторять, что на Megadeth и Mayhem вживую можно положиться меньше, чем на West Ham United [английская футбольная команда – прим. пер.] на домашнем матче (на этой неделе они победят самую лучшую команду, на следующей – спокойно уступят место какому-нибудь никому не известному аутсайдеру). Невежливо упоминать (хотя это может иметь сильное влияние), что “Scum” – далеко не лучший альбом Napalm Death. И никто не хочет первым признать, что дэт-метал находится в фазе спада с момента выхода Organic Hallucinosis [четвёртый студийный альбом польской дэт-метал-группы Deacapitated – прим. пер.]. Но если есть что-то, за что тебя дружно пошлют все фанаты группы, так это сказать, что Nightwish с Флор Янсен не просто лучше, чем они были с Анетт Олзон, - они лучше, чем с Тарьей Турунен. На самом деле, группа никогда не была в таком прекрасном состоянии, как сейчас.
Проблему «Анетт против Флор» несложно решить – и, хотя это звучит грубо по отношению к бывшей вокалистке, несогласные с этим окажутся в меньшинстве. Анетт была неплохой поп-метал-вокалисткой, но Флор поёт в этом стиле лучше, мощнее и чувственнее и вкладывается в пение гораздо сильнее и искреннее. Но, конечно, это не всё: у неё получаются и старые вещи. Недавно в сетлист вернулись Stargazers (один из лучших сюрпризов Hellfest в этом году) с полновесной оперной драматичностью и всеми украшениями – а у Анетт это просто бы не получилось. Вдобавок к этому, Флор – настоящая метал-певица с длинным послужным списком, которая способна на агрессивный гроул-вокал, и, хотя вклад Анетт в Imaginaerum был потрясающим, хватило 15 минут живого шоу и трёх минут Endless Forms Most Beautiful, чтобы понять, что без шведки можно обойтись.
В случае с Тарьей, однако, всё сложнее. В конце концов, именно с ней группа пришла к успеху, именно с ней они записали свои самые успешные альбомы и создали (что бы ни случилось) целый подвид европейского хэви-метала. Факты не могут это опровергнуть. Первые пять альбомов (даже альбом-зародыш Angels Fall First) всё ещё отлично слушаются почти два десятка лет спустя. Wishmaster настолько набит хитами, что его можно было бы переиздать как Greatest Hits, восхитительную готическую темноту Oceanborn не удалось повторить ни одному клону в корсете, несмотря на все старания, а Century Child доказал, что в группе есть что-то больше, чем фишка с оперным металлом.
В Once, однако, появляются трещины. Дело не в плодородном создании песен Туомасом Холопайненом – здесь всё на высшем уровне. Дело и не в расширенном присутствии вокала Марко Хиетала – на самом деле, появление вокалиста Tarot подарило группе огромное преимущество, без которого сейчас их даже сложно представить – не потому, что вокал Марко чист и разнообразен, а потому, что он может легко адаптироваться к любому контексту (сравните его вокал в Wish I Had An Angel, The Crow, The Owl And The Dove и Weak Fantasy, например).
Проблема в том, что Nightwish было тесно в рамках «оперного метала» - на самом деле, они уже почти вышли из них к тому моменту. Сладкозвучные вокальные мелодии, которые подходили к более ранним работам, уступили место традиционному, ритмичному метал-стилю, где колоратурная часть была скорее приправой, чем соусом. И Тарья особенно к этому приспособилась – наверное, это самая слабая запись с её участием. В Wanderlust она звучала как суперзвезда, в Nemo она звучит так, как будто изо всех сил старается ей остаться.
И Тарья, и Анетт хороши в определённом стиле: дайте им стиль, который им подходит, и они вышибут дух из всех конкурентов. Но они – как Сэм Бёргесс [английский регбист – прим. пер.] – если их засунуть в формат, с которым они хуже знакомы, вскоре получится полный беспорядок.
Однако у Флор нет таких проблем. У неё одинаково хорошо получаются и поп-припевы, и яростный метал-вокал, и сочный оперный стиль – иногда в одной песне, как, например, в абсолютно великолепном закрывающем треке последнего альбома. Она не просто «и швец, и жнец, и на дуде игрец» - она превосходна во всех стилях.
Флор – не единственное дополнительное оружие, которым теперь обзавелись Nightwish. Во-первых, теперь их ударник – Кай Хахто [автор статьи обозвал внезапно обозвал его Хансеном – прим. пер.], и он чертовски великолепен. Он настолько хорош, что научил бывшего [??? – прим. пер.] ударника Юкку Невалайнена играть на джазовых барабанах для Slow, Love, Slow на Imaginaerum. Ах да, ещё он известен по Wintersun, которые вообще прекрасны (даже несмотря на то, что они выпускают альбомы реже, чем Эксл Роуз появляется вовремя). Кроме этого, теперь в группе на полной ставке – фолк-музыкант, британец Трой Донокли (достойный вокалист, к тому же), так что теперь не нужно выбрасывать песни из сетлиста или играть партии ирландской волынки на синтезаторе. Добавьте вышеупомянутое великолепие Марко, и получится ещё больше преимуществ, чем у них было раньше. Заодно теперь они могут себе позволить распоряжаться бюджетом, соответствующим их идеям.
В итоге Nightwish стали более гибкими, чем они когда-либо были раньше. Если Туомас Холопайнен хочет написать десятитрековый, сорокаминутный альбом поп-метал-хитов без особой суеты и с простой структурой «куплет-припев» - он может. Если он хочет написать по-глупому взрывную, напыщенную 24-минутную песню с волынкой, фортепиано, оркестром, оперным вокалом, мощным поп-вокалом, яркими припевами, криками обезьян и китов и Ричардом Докинзом, они смогут это сделать – да они так и сделали.
Конечно, нельзя сказать, что Endless Forms Most Beautiful априори их лучший альбом – это не так. Он чертовски хорош, но у них получалось и лучше, причём с обеими бывшими вокалистками. Его слабые места – либо слишком глухой звук (с припевом заглавного трека они переборщили, нужно это признать), либо случайный отход от высоких стандартов (Edema Ruh, например, немного сыровата, несмотря на то, что вдохновением для неё послужила книга, которую можно было бы вежливо описать как пятно экскрементов на раздутой прямой кишке высокого фэнтези – настолько инфантильный рассказ, что на его фоне первая книга о Гарри Потере выглядит как «Игра престолов»).
Но по этому, однако, нельзя предсказать будущее Nightwish. Переходные альбомы сложны даже в самые лучшие времена. Хотя The Poet And The Pendulum соответствует лучшим трекам группы, Dark Passion Play – первый альбом с Анетт – наверное, слабейший. Нет, он не плохой, он просто хуже, чем их лучшие альбомы. Endless Forms… только чуть-чуть не достаёт до вершины, даже несмотря на парочку низкокачественных моментов. И это очень воодушевляет как сигнал на будущее – значит, следующий альбом будет ещё лучше.
Nightwish не ограничены и могут делать всё, что хотят – и, похоже, могут позволить себе не принимать неблагоразумные музыкальные решения. У них лучшая, самая разносторонняя вокалистка, они могут сыграть вживую всё, что угодно, из своих запасов, и им удалось пройти через все смены состава без особых потерь фанатов. Судя по всему, в клише про то, что не убивает тебя, действительно что-то есть.
Tom Dare. Оригинал статьи.
Перевод выполнен и взят здесь.