Уже почти два десятилетия Nightwish являются доминирующей силой в мире симфонического метала. После восьми студийных альбомов и смены двух вокалисток, группа не теряет популярности и по-прежнему остается на подъеме. Их последний альбом Endless Forms Most Beautiful был выпущен совсем недавно, но уже успел стать хитом среди поклонников группы. Этой весной Nightwish начали мировое турне в поддержку альбома в Северной Америке. Мы встретились с основателем, основным композитором группы Туомасом Холопайненом в Сильвер-Спринг, штат Мэриленд, США, в день окончания североамериканского тура 2015. Мы обсудили новый альбом, этот и будущие туры и радости распития вина! Вот как это было:
- Это Джо Простредни из Afternoiz и я здесь с Туомасом из Nightwish! Большое спасибо за интервью сегодня! - Это удовольствие для меня.
- Итак, мы здесь, в Silver Spring, Мэриленд, 14 мая, и это последний день турне по Северной Америке! Как прошел тур?
- Мы только что говорили об этом туре с товарищами по группе. Это был один из самых расслабленных туров, в которые когда-либо отправлялись Nightwish. Организация была на высоком уровне, переезды, работа тур-менеджера. Это было очень согласовано и легко. Фанаты были фантастическими. Все концерты были действительно хорошими, а некоторые даже превосходными. У меня нет совершенно никаких жалоб.
- Хорошо! Планируется ли что-то особенное сегодня на концерте по случаю завершения тура?- Ну, мы можем столкнуться с некоторыми трудностями, чтобы выбраться на сцену (смеется). Может быть, все группы соберутся вместе на сцене в какой-то момент, может быть, будет что-то еще любопытное... я не знаю...
- Я думаю, мы увидим сегодня вечером. - Да, увидите (улыбается).- Это ваш первый тур после выхода нового альбома Endless Forms Most Beautiful. Вам пришло много отзывов от поклонников о новом альбоме и о новых песнях?
- Да, они приходили, и в большинстве случаев они были очень позитивными. Мы действительно не ожидали. Ну, конечно, все позитивно принимают Флор, и кажется, всё действительно очень довольны её исполнением. Кроме того, Кай Хахто, заменяющий Юкку, проделал фантастическую работу, и люди, кажется, действительно заинтересованы в идеях альбома. Похоже, они ценят идею научного подхода к этому альбому, и поэтому отзывы в основном положительные. Некоторые слушатели были расстроены новостью о сотрудничестве с Ричардом Докинзом (биологом-эволюционистом) на альбоме, но его работа на альбоме невероятно положительна!
- При наличии стольких замечательных песен на новом альбоме Endless Forms Most Beautiful, как вы выбрали те, которые вы будете исполнять в этом туре?
- Ну, те песни, которые кажутся идеальными для исполнения вживую, те, от исполнения которых мы получаем удовольствие. На самом деле мы репетировали почти все песни с альбома и от концерта к концерту мы немного меняем сет-лист. Так, некоторые песни действительно «срабатывают», и нам нравится их играть. Недавно мы убрали из сет-листа Nemo, хотя, казалось бы, это наш величайший хит.
- Да, я заметил, я следил за выступлениями в Лос-Анджелесе и Фениксе, и вы не исполняли Nemo.
- Верно. Эта песня превратилась для нас в необходимое зло, так сказать. Почему мы должны были играть ее, если никто из нас больше не чувствовал эту песню? Почему бы нам было не дать ей отлежаться и не перенести ее в какой-нибудь другой тур?
- Вы исполняли много других великих старых песен в туре. Флор заметила, что Stargazers вернулась в сет-лист впервые за последние 10 лет. Из всех песен в ваших запасниках, что именно заставило вас вернуть эту песню обратно?
- На самом деле, мы говорили с Флор о том, какие песни можно вернуть, чтобы это были песни, в которых она будет ощущать себя наиболее комфортно. Stargazers была ее незамедлительным выбором, а еще Sleeping Sun, как одна из ее самых любимых песен. Так что, пока есть эти две. В будущем, возможно, появится что-нибудь ещё.
- Какие воспоминания от тура стали самыми яркими, и могли бы вы поделиться ими?
- Думаю, это воспоминания, связанные с Greek Teatre в Лос-Анджелесе из-за атмосферы и аудитории. Моя мама была там, и это был просто действительно-действительно волшебный вечер.
- Я снимал это шоу, я был около сцены, это великолепное место! - Так красиво, так вдохновляюще смотреть со сцены на все эти подсвеченные деревья и всё такое… Поистине волшебно.- Поговорим о магическом. ... "Есть величие в этой точке зрения, согласно которой жизнь и все ее проявлениями была вложена сначала в одну или несколько число форм и, пока наша планета продолжает вращаться, следуя законам всемирного тяготения, из этого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм» - это строки из "Происхождения видов Чарльза Дарвин, и они есть на альбоме. Похоже, что весь альбом целиком отдаёт дань уважения чуду, радости, истории жизни. Альбомы Nightwish всегда были великим фэнтези-путешествием.. Но этот альбом в большей мере основан на реальности биологической науки и эволюции. Где вы искали вдохновение?
- Оно всегда было рядом. Я имею в виду то, что я всегда был заинтересован в естественных науках и особенно мне нравилась биология. Мои героями в детстве были такие люди как Карл Саган, Чарльз Дарвин, а сейчас мне очень нравится моя недавняя находка - Ричард Докинз, например. Несколько лет назад я (смеется) стал копаться в этих вопросах глубже и начал читать много книг. Потом я увидел “Cosmos” в оригинале Карла Сагана, а позже ремейк с Neil deGrasse Tyson и это оказало огромное влияние на меня. Я ощутил, что это то, о чем Nightwish должны сказать прямо сейчас. Мы действительно никогда не занимались подобными вопросами. Nightwish всегда рассказывали более личные истории из моего дневника или что-то фантастическое (и это прекрасно), но в это время я почувствовал, что пришло время, чтобы создать что-то новое.
- Я думаю, альбом – захватывающее произведение! Вы знаете, Дарвин никогда не упоминал термин "эволюция" в своих научных трудах. Использовалось лишь слово "развивались" (evolved). Он вроде обошел вокруг этого термина, он использовал сходные слова и фразы, говорил о развитии. Никто не уверен на 100%, почему он это сделал. Есть предположение, что термин был настолько спорным тогда, что он побоялся его использовать.
- И из-за его жены, в том числе.
- Да? Но даже в наши дни, при всех имеющихся научных доказательствах, столько людей отрицает эволюцию. И тут нельзя полностью обвинять религию, потому что католическая церковь, крупнейшая христианская организация в мире, признала эволюцию.
- Да!
- Как вы думаете, почему в мире столько сопротивления этому? Почему люди отрицают очевидное, которое прямо перед ними… вокруг них?- Думаю, некоторые люди считают идею, что мы все происходим от общего предка, несколько унизительной по отношению к роду человеческому. Проще говоря, я думаю, к этому имеет отношение человеческое высокомерие. Мы считаем, что мы высшие существа, потому что у нас действительно развитый мозг. Но это не так, мы все – кузены, и для меня это самый прекрасный и смиряющий факт на свете. Но я думаю, что для отрицателей эволюции это связано с тем, что они больше не будут ощущать себя превосходящими всех, если признают её. Я имею в виду, дело в том, что если ты не веришь в эволюцию… это даже не вопрос веры, это научный факт. Доказательства настолько всеобъемлющи. Так что если ты не веришь в эволюцию, ты либо недостаточно образован… либо сбрендил.
- Полностью согласен. Я слышал выражение «намеренное невежество». - Да, точно…- Громоздкий опус альбома, “The Greatest Show On Earth” – это ещё и название книги знаменитого биолога-эволюциониста, которого вы уже упоминали – Ричарда Докинза. Песня – это дань уважения его труду или просто нечто с похожей тематикой, которая привела вас к такому названию?
- Я вдохновлялся одноимённой книгой и подумал, что нет лучшего названия для истории об эволюции на Земле, чем “The Greatest Show On Earth”. Я решил, что он не обидится (смеётся). Потом, когда мы встретились, я спросил его: «Ничего, что я использую это?», и он сказал «Всё в полном порядке, продолжай».
- Он даже выступил в роли рассказчика на альбоме, что лично я считаю очень крутой идеей, кстати! Но он никогда не слышал о вас раньше.
- Нет, никогда.
- Как он отреагировал на альбом? Он вообще его слушал?
- Я встретился с ним в Лондоне несколько месяцев назад и получил возможность дать ему послушать эту песню, “The Greatest Show On Earth”. Он послушал её через наушники, и казалось, что она по-настоящему ему понравилась. Он сказал: «Да, это действительно хорошая вещь, но мне нужно залезть глубже в эту чёрную дыру», вот и всё. Но я думаю, он был искренен в том, что она ему понравилась.
- Это ваш первый альбом с новой вокалисткой Флор Янсен. Флор хорошо известна в музыкальных кругах своим мощным голосом и разнообразием стилей исполнения, и лично я её фанат уже много лет. Из-за этого многие люди ожидали более оперный альбом, похожий на ранние времена Nightwish. Многие были удивлены, что вы не воспользовались этим. Но что удивило меня – поскольку я не слышал Флор вживую раньше – какой же у неё мощный голос, когда она поёт нежные, мягкие слова! На альбоме есть потрясающие примеры этого. И мне это так понравилось! Я просто уплывал с этим голосом. Вы знали, что она так может?.. это было запланировано? Или это развивалось с песнями, пока песни создавались?
- Мы знали, что она потрясающая певица, но я не думаю что я когда-либо слышал, как она поёт так воздушно, так нежно. Поэтому я хотел исследовать это, и Флор была заинтригована этой идеей, знаете, «я никогда раньше так не пела», в отличие от того, как она поёт в ReVamp, например. Поэтому это был интересный вызов, и получилось просто фантастически. А что касается нехватки оперного вокала – это было общее решение. Мы все решили, что это неправильно звучит для наших ушей, так что зачем это нужно? Никогда не делайте ничего просто потому, что можете. Мы попробовали оперный вокал на первом треке, “Shudder Before The Beautiful”, и это звучало жутко. Ну, не жутко, это неправильное слово… это звучало неправильно. Это не рассказывало историю.
- “Our Decades In The Sun”… Я хочу сказать, альбом новый, и всё может поменяться, но это моя любимая песня с этого альбома. Мне так нравится звучание её вокала в этой песне!
- Это невероятная песня, правда… и субъективный вопрос.
- Я сам родитель, так что это и для меня не пустой звук.
- Мы пока не осмеливались играть эту песню вживую, но как-нибудь обязательно сделаем это. Это будет тяжко (смеётся)!
- Надеюсь, что я буду на этом концерте! Музыка Nightwish всегда очень богата и сложна, так много слоёв! Если считать саму группу, хор, оркестр, ударную секцию, сколько примерно музыкантов в итоге приняло участие в записи этого альбома?
- На этом альбоме, думаю, было примерно 120.
- 120? Впечатляет!
- Да! У меня есть идея, что пока невозможно сделать всё с помощью клавишных и компьютера. Нужны настоящие хор и оркестр, чтобы получился такой звук.
- Думаю, можно отличить.
- Можно понять разницу.
- Звучит более живо.
- Да.
- Особенно струнные.
- Да.
- Вы записали альбом и отправились в тур без своего барабанщика, Юкки. Кай занял его место и на альбоме, и в туре в связи с проблемами со здоровьем, которые были у Юкки. Теперь, когда мы давно ничего о нём не слышали, как он себя чувствует?
- Ему гораздо лучше. Он посетил нас в Нью-Йорке в начале этого тура. Ему гораздо лучше, но он всё ещё борется с бессонницей. Это не что-то новое, это началось ещё в 2004 году, так что это продолжается уже больше десяти лет. Мы решили, что лучше отыграть весь тур с Каем и затем сделать небольшую передышку и посмотреть в 2017, как Юкка будет себя чувствовать. Но он по-прежнему полноправный участник группы.
- Я знаю, что на сайте он всё ещё значится как основной барабанщик. Если я правильно понял из вашего сайта, похоже, он присоединится к вам на Rock In Rio этой осенью?
- Да! Всего на пару песен. - Фанаты… им это понравится! - И Юкке это понравится (смеётся)! - В июне вы отправитесь в самый первый круиз Nightwish с фанатами. Что вы можете рассказать нам об этом? Я просто немного читал об этом в интернете.- (смеётся) Идея исходила не от нас, а от компании-перевозчика. Они уже делали похожие круизы с парочкой других финских групп… и с Sabaton, я думаю… и это имело большой успех, так что мы подумали – почему бы и нет? Я имею в виду, если бы я был фанатом какой-нибудь группы, я бы очень хотел бы отправиться в такой круиз, который весь посвящён группе, побывать на концерте и просто быть там. Я подумал, это чудесная идея.
- Это звучит круто. Вы повторите это? Или посмотрите, как пойдёт? Это на один раз? - Точно не на один, но посмотрим, как пойдёт. - У вас впереди европейский тур ближе к концу года. Какие у группы планы на 2016? - 2016. Сначала Австралия, потом, может быть… э-э-э… да… ещё один тур по США. - О, здорово… Здорово!- Да, в первой половине 2016. Потом ещё один сезон фестивалей, потом что-нибудь осенью – и всё. Думаю, к ноябрю 2016 мы закончим.
- И прямо сразу запрыгнете в студию? - Думаю, мы возьмём небольшой перерыв. Но мы только что распланировали всё на пять лет, так что мы довольно точно знаем, что будет происходить до 2020. Всё, что я могу сказать – будет интересно.- Мы будем с нетерпением ждать новостей! Я должен спросить ещё кое-что… у вас под синтезатором прикреплена бутылка вина, и я заметил, что уровень жидкости в этой бутылке серьёзно упал. Это правда вино, или просто вода в винной бутылке?
- Вино. С годами оно стало моим напитком – я ведь не любитель пива.
- Я тоже, зато я люблю вино! - Я абсолютно обожаю вино, и я знаю, что это жестковато – пить его прямо из горла… Но это уже превратилось в привычку, и это такая моя фишка на сцене. - Это круто, и фанатам это нравится. Я просто спросил.- Я никогда не пью перед концертом, и я приспособился делать это так во время концерта, чтобы не слишком опьянеть (смеётся).
- (Смеётся) Что ж, Туомас, мы хотели бы поблагодарить вас за то, что нашли время поговорить с нами сегодня? Хотели бы вы что-нибудь сказать фанатам перед тем, как мы покинем вас?
- Спасибо вам за поддержку. Я хочу сказать, за девятнадцать лет было много взлётов и падений. Я вижу реакцию зрителей в этом туре – более фанатичная и более страстная, чем когда-либо, и я думаю, группа сейчас находится в наилучшей форме за всё время, а поклонники всегда с ней. Поэтому – огромное спасибо вам за это!
- Большое спасибо за вашу музыку. Она прекрасна, и я надеюсь, она останется надолго! - Конечно! Спасибо! - Kiitos! Перевод интервью взят из этого фан-клуба.